Духовно-нравственное
воспитание воспитанников учреждений интернатного типа.
.
Разувайлова Н.И.
Воспитатель
ГКОУ РО детский дом №3 г. Таганрога
"В
воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
Слово «духовность»
употребляются в современном обиходевыражений очень широко. И только в силу
незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой
деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А
вот исполнение высоко духовных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно
уравновешенным, культурным, умение прощать и другие нравственные качества - это и есть духовность. Это качество всей человеческой
деятельности, все то, что можетнас возвысить над нашими вчерашними
достижениями.[№3, с.38]
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу,
идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому
идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Нравственность - это компонент культуры, содержанием
которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в
соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне
своего внутреннего духовного мира.
Духовность и нравственность -
понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается
распад личности и культуры.
Главная цель духовно-нравственного
воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных
решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Духовно-нравственное воспитание направлено на
"возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно
представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так
и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на
духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее
внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер
относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную
систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной
позицией педагога.[№1,с.22]
Современным подросткам сложно ориентироваться в системе
ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является
переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в
качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо
вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые
ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир
становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров
в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных
новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и
правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни,
жестокость и насилие.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда
речь идет о воспитанниках детских домов, лишенных родительской поддержки -
имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением
физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным
результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной
дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации,
потребительское отношение к обществу.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально
организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по
формированию у воспитанников социально значимых
личностных качеств и ценностных ориентаций.
Детский дом остается главным и, пожалуй, единственным
центром нравственного развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль
педагогов-воспитателей.
Педагоги делают всё возможное для сохранения
духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих
воспитанников. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих
воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной
деятельности. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях
детского дома возможно на основе гуманистических ценностей и системы
дополнительного образования.
Каждый воспитатель детского дома, по нашему мнению, должен
работать над решением следующих стратегических задач:
1.
воспитание
духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение
воспитанников в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного
воспитания;
2.
организация
и развитие детского коллектива на принципах духовности и нравственности;
3.
организация
внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
4.
организация
начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
5.
создание
условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога
духовно-нравственного воспитания;
6.
укрепление
взаимодействия детского дома с другими социальными учреждениями через систему
совместных мероприятий, творческих встреч как условия духовно-нравственного
воспитания.
Организация
целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляется через
выполнение основных функций:
Создание
воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива группы,
взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными
учреждениями и организациями);
Стимулирование
здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
Организация
коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных
организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка
индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника,
стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и
индивидуализация процесса воспитания.
Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к
настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в
противоречие с общей ситуацией развития современного ребенка, стали причиной
возникновения ряда противоречий во взаимодействии школы, детского дома и наших
воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого
социального окружения, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на
это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая
атмосфера образовательного процесса. Зависит система отношений «воспитатель —
ученик», «воспитатель — воспитатель».
Литература.
1.
Кочетов
А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.
2.
Шмаков
С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
3.
Щуркова
Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
4.
Щуркова
Н. Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.
|